Быть лидером просто и сложно,
Быть лидером -значит вести.
Но лидерство- это не звездность,
И лидерство – не мечты.
Быть лидером, значит верить
В сплоченность и доброту
Быть лидером- значит проверить
Что значу и что смогу!
Человеческое общество устроено так, что в любой его группе со временем появляется лидер — тот, кто обладает наибольшим авторитетом, кто может повести за собой остальных. Лидер есть в государстве- президент, в рабочем коллективе — директор, в классе — староста. Чем же лидер отличается от остальных членов социальной группы? Ответить на этот вопрос пионерам-лидерам Пружанского района помогла деловая игра с элементами тренинга «Идеальный лидер», которая прошла в рамках заседания районной школы пионерского актива «Лидер-класс» на осенних каникулах. Участие в районной школе пионерского актива приняли 26 пионеров из 14 учреждений образования Пружанского района.
Современное общество требует от человека наличия таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими навыками формируют в человеке лидера. Общество требует от своих граждан наличие “активной гражданской позиции”, что подразумевает в числе прочих наличие своего мнения и умения отстаивать его; решимость в достижении намеченных целей, стремление вперед. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности. Кто же такой лидер и что такое лидерство?
Лидерство — желанная цель для многих. Лидера уважают, прислушиваются к его замечаниям и советам, пытаются ему подражать и дружить с ним. Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха. Главной задачей деловой игры было показать учащимся, что каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал.
Занятие началось с игры «Знакомство», в ходе которой каждый лидер создал свой именной герб, в котором отразил свои основные социальные роли: Я — учащийся, Я — пионер, Я — дочь, Я — лидер, Я — хороший друг, и много других «Я». Затем, пионеры, назвали ассоциации, которые вызывает слово «Лидер». Высказав все аргументы «за» и «против», пришли к выводу, что лидером нельзя родиться, но лидерству возможно научиться!
В ходе игры участники заседания вырастили «цветок лидера», поэтапно прикрепляя лепестки с названиями основных личностных качеств лидера к сердцевине «Идеальный лидер». Первый лепесток — «Лидер должен быть умным, интеллектульно развитым, сообразительным» (на этом этапе пионеры проверили свою эрудицию и сообразительность в игре «Пионерский интерактив»), второй лепесток — «Лидер умеет объединить людей в команду» ( необходимо было предложить свои варианты, как всех присутствующих объединить на две команды, а затем сыграть командами в игру «Узелок»), третий лепесток- «Лидер вдохновляет»(на этом этапе каждая команда должна была составить текст объявления, которое смогло бы заинтересовать школьников прийти на достаточно скучное мероприятие, например, дополнительные занятия по математике). На какие только ухищрения не пошла каждая команда, чтобы добиться положительного результата! Да, лидерские задатки проявили многие ребята на этом этапе. Четвертый лепесток — «Лидер умеет быть убедительным» (на этом этапе каждая команда должна была убедить другую команду в правильности своей точки зрения и привести веские аргументы по темам: 1- «Лидерами не рождаются, лидерами становятся», 2- «Лидерству не возможно научиться, лидером нужно родиться»). Пятый лепесток — «Лидер идёт к поставленной цели, несмотря на неудачи» (на этом этапе была организована игра «Карандаши». Суть упражнения состояла в удержании карандашей, зажатых между пальцами рядом стоящих участников. При выполнении упражнения от участников требовалась четкая координация совместных действий. Карандаши падали, участники команды их поднимали снова и снова, пока не достигли поставленной цели). Шестой лепесток — «Лидер должен быть честным и правдивым, чтобы сохранить доверие к себе» Конечно, иногда сказать правду очень сложно, и человек прибегает ко лжи, называя это «ложью во спасение». Но часто такая неправда или полуправда может сослужить плохую службу. Поэтому каждый человек должен находить в себе силы говорить правду, чтобы завоевать звание честного человека. Звание, которое очень цениться в наше время. Так, на этом этапе лидерам были предложены жизненные ситуации, в ходе которых они смогли проявить себя, выбирая правильный, на их взгляд, способ поведения. Седьмой лепесток — «Лидер успешен, потому что дисциплинирован и ответственен» (на этом этапе для ребят была организована игра «Принцесса, дракон, рыцарь», которая очень понравилась обеим командам и вызвала бурю положительных эмоций), Восьмой лепесток — «Лидер умеет создавать хорошее настроение» (на этом этапе участники заседания создали звук дождя необычным способом: хлопками в ладоши).
В финале занятия председатель Пружанского районного Совета ОО «БРПО» Е.А.Зубко предложила нарисовать мелом точку на стене, затем попробовать нарисовать еще выше, когда первый участник сдался, вызвала второго, который стал на стул и нарисовал точку еще выше. Это упражнение показало, что возможности человека велики и каждый может достичь настоящих вершин. Затем все участники заседания сплели «паутину дружбы» и выразили свои эмоции от заседания: игра понравилась абсолютно всем, у всех осталось приятные впечатления от встречи, появились новые знания и знакомства. Самым активным участникам заседания были вручены дипломы от Пружанского районного Совета ОО «БРПО». Следующее заседание районной школы пионерского актива запланировано на зимние каникулы.