С целью формирования у учащихся, посещающих «Клуб молодого человека», мотивации к трудовой деятельности, развития профессиональных интересов, а также преодоление социальных и профессиональных стереотипов в отношении рабочих профессий в ГУДО «Центр творчества детей и молодежи г.Пружаны» проводился профориентационный тренинг «Мой выбор».
Подростковый возраст, самый восприимчивый к усвоению знаний, является периодом поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей. Подростковый возраст часто называют «переходным», «трудным». «Переходный», потому что это шаг перехода от детства к взрослости, «трудный» — при этом переходе открываются многие слабые стороны личности, и это делает возраст податливым к различным влияниям.
Одной из важных проблем сегодня является проблема выбора профессии, а это один из важных моментов успешной будущей жизни личности. Большинству подростков трудно сделать правильный выбор. Причинами этого являются:
- незаинтересованность подростков ничем кроме социальных сетей, компьютерных игр;
- незнание своих способностей и особенностей;
- незнание профессий;
- неуверенность в своих силах.
Требование выбрать профессию обрушивается на детей внезапно, как стихийное бедствие. Беда пришла, откуда не ждали. Ещё недавно так интересно было фантазировать на тему «Кем я стану, когда вырасту?», но уже в 14–15 лет этот вопрос приводит подростков в ужас. Ведь они ещё не чувствуют, что выросли, а решение требуется принять чуть ли не немедленно и, как им кажется, на всю оставшуюся жизнь.
Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, которая характеризуется большой степенью неопределенности. Чтобы определится в этой ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессии, специальности.
В разное время те или иные профессии приобретают особую популярность, что иногда приводит к дисбалансу на рынке труда. В связи с этим государство принимает ряд мер по повышению престижности тех профессиональных сфер, которые пользуются меньшим спросом.
На сегодняшний день в Республике Беларусь в списке востребованных вакансий свыше 80 процентов занимают рабочие профессии. Об этом говорит и список вакансий в г.Пружаны(который изучили ребята в ходе упражнения «Формула успешного выбора профессии: хочу, могу, надо»), на момент проведения тренинга в нем были заявлены: мастер дорожный, электрогазосварщик, тракторист, оператор машинного доения, плотник, арматурщик, слесарь по ремонту автомобилей, механик, агроном, техник-электрик, электрослесарь, швея, каменщик, бетонщик, мастер по ремонту обуви. В это же время в учреждения профессионально-технического образования, обучающих данным профессиям, вчерашние школьники идут неохотно. К сожалению, многие подростки готовы стоять на улице с рекламными проспектами, быть клерками или курьерами за незначительную зарплату, заниматься чем угодно, лишь бы не идти к станку.
Поднимать престиж рабочих специальностей — дело государственной важности. Когда подростки видят аккуратных рабочих в красивой униформе, получающих хорошую зарплату, у них формируется положительное отношение к труду. Нужно позаботиться о социальном статусе рабочих. Поддерживать престиж рабочих специальностей необходимо. К тому же для данной категории учащихся уметь что-то делать собственными руками — это навык, который сможет выручить в сложной жизненной ситуации. Следует комплексно менять подходы, чтобы фраза “провалишь экзамены — пойдешь в ПТУ” не звучала как угроза для абитуриентов.
Многие ребята были не в курсе, что после окончания колледжа можно поступить на дневную и заочную сокращённую форму обучения в ВУЗ. Конечно специальность вуза должна быть аналогичной или близкой, а перечень интегрированных специальностей можно найти на сайтах колледжа или вуза, в который хочешь поступать. Например, выпускник специальности колледжа «Мехатроника» может пойти на сокращённый срок на «Компьютерную мехатронику» в БНТУ или на ряд других схожих программ.